Предварительный взгляд на Nikon Z50.
Очень скоро Никон выпустит свою первую БЗК Nikon Z50 с сенсором размера APS-C. Я очень вдохновлен этой камерой и хочу кратко описать, почему я столь вдохновился этой новостью и почему я хочу приобрести себе эту камеру. Пока сам Nikon 50 я в руках не держал, но, я подумал, чем я хуже очень многих фотографов, которые выпускают свои превью и даже ревью, ни разу не держа в руках камеру? Так что я хочу порассуждать о решениях, примененных в Z50 и о том, почему я считаю, что они, в основном, верны.
Прежде всего, конечно, давайте поговорим о байонете. Никон принял решение использовать один и тот же байонет Z как для ФФ камер, так и для кроп камер. С моей точки зрения это — единственно верное решение. Конечно, байонет Z по размеру избыточен для кроп матрицы, но зато таким образом на кроп камеру можно ставить как стекла F mount, через переходник, так и полнокадровые стекла Z mount. Очевидно, что зеркальные камеры и их байонеты уйдут в прошлое, и Никон будет сосредоточиваться на выпуске объективов под Z mount. И, на мой взгляд, абсолютно нелогично разделать кроп камеры и ФФ камеры на две несовместимые системы, как это сделал Canon, у которого стекла RF не могут работать с камерами с байонетом EF-M. В случае Никона же, на кроп камере, специально для которой сейчас выпускают всего два стекла, вы автоматически получаете еще и всё то, что уже выпущено под ФФ с байонетом Z. И, если вам хочется завести себе фиксы, вы уже можете купить великолепные Z mount стекла, выпущенные за последний год. Плюс, если вы используете две камеры в паре — допустим, Z6 и Z50, вам не нужны два набора стекол для них, все объективы будут полностью взаимозаменяемы, что очень удобно.
Сам байонет, кроме большого диаметра, имеет еще и маленький рабочий отрезок (расстояние от последней линзы до матрицы). Даже не просто маленький, а самый маленьких из всех современных камер. Что это дает? Это дает возможность использовать на этом байонете любую оптику, рассчитанную на больший рабочий отрезок. То есть абсолютно любое стекло любого производителя, имея соответствующий переходник, можно поставит на байонет Z. Лишаться такого преимущества, допустим, выпуская кроп БЗК с байонетом F, было бы минимум не логично.
Идем далее. К этому моменту я использовал (именно использовал, а не просто подержал в руках) следующие БЗК — Sony A5000, A5100, Nex 5, Nex 6, Nex 7, A3000, A7-II, Fuji X-T1, X-T100, Canon M50. И все они минимум не очень удобные, а максимум — катастрофически неудобные. Чемпионы по неудобству — Sony A5000 и A5100, от этих камер руки устают просто жутко, после дня съемки руки буквально ломит. Фуджи требуют доработки «напильником» (то есть, добавления к ним ручки, которая улучшает ситуацию но не делает ее хорошей)… Все это происходит потому, что производители пытались визуально дистанцировать свои БЗК от «старых, больших и неудобных» зеркалок. Но, дело в том, что эргономика последних зеркалок очень хороша, и неудобными их назвать нельзя, а маленький размер это не синоним удобства, а часто даже наоборот! Отход от этой отработанной эргономики не рождает ничего лучше, рождаются только менее удобные варианты. Никон, к моей огромной радости, пошел по пути «от добра добра не ищут» и взял для своих БЗК свой традиционный, «Зеркалочный» дизайн с удобнейшим глубоким хватом, который позволяет камере висеть на расслабленных пальцах, что дает возможность часами держать камеру в руках и не уставать. Справедливости ради, Никон не первый, кто применил такое решение в БЗК, первым были пионеры беззеркалок – Панасоник. Они первые начали выпуск таких камер и они же первые поняли, что стоит выпускать БЗК как маленькие зеркалки — это удобно и хорошо. Никон тоже, с частью, не стал изобретать велосипед, этому я очень рад.
Z50 имеет, конечно, новый сенсор. Ведь на нем расположены фазовые датчики, которых не было раньше ни на одном сенсоре в камере от Никон. Однако, он является развитием не самого многопиксельного Сенсора, стоящего в D7500 и D500. В нем «всего» 21 мегапиксель. На фоне 26 мегапиксельных Фуджи и 32 мегапиксельных Кэнонов, 21 менапиксельный Никон Z50 смотрится, казалось бы, бледновато. Но это не так. Дело в том, что даже без каких то улучшений (которые я, уверен, будут в Z50), сенсор из D7500 сейчас, в 2019 — лучший кроп сенсор. У него лучший Динамический Диапазон, лучшее высокое ISO, великолетпая цветопередача, и, поверьте, это стоит того, что в нем несколько меньше пикселей. Так что решение Никона делать новый сенсор на основе этого, 21 мегапиксельного, меня очень радует. Очень интересно увидеть воочию и изучить, какие улучшения будут в этой, новой, версии этого сенсора.
Про автофокус могу сказать следующее — Никон обещает его работу, начиная с -4ev, что является практически полной темнотой. Как они этого добились, я не знаю. Трудность в том, что фазовые точки на матрице очень маленькие, их сложно сделать настолько же чувствительными, как большие фазовые датчики зеркалок. Но как то они это сделали. Кстати, это лучше, чем у Nikon Z7 и Z6, то есть, система АФ в Z50 лучше, чем у его старших братьев.
Далее, ложка дегтя. Отсутствие стабилизатора. На мой взгляд, это, без сомнения минус. Никон говорит о том, что в такой размер камеры нельзя было впихнуть стабилизатор, но я им не верю. Когда-то, выпуская A6300 то же самое говорили спецы из Сони, а потом они выпустили ровно такую же камеру но со стабом, а именно A6500. Я практически уверен, что Никон сделает то же самое и через какое-то время вы увидим Nikon Z70, который будет такой же камерой, как Z50, но со стабом и дороже. Решение не встраивать стаб в камеру связано вовсе не с местом, а с ценой, камера стоит 850 долларов, а будь она со стабом ее цена была бы уже выше 1000 долларов. Честно говоря, до того, как я стал использовать Никон, я считал наличие стаба в тушке обязательным, но, как выяснилось, имея применимое ISO 10000, как на моём Nikon D7500, можно обходится и без стаба. Думаю, Z50 будет иметь применимое ISO минимум на таком же уровне, а то и лучше.
Еще одна ложка дегтя, ну маленькая ложечка, это предельная выдержка затвора в 1/4000 секунды. Это не очень приятно, мне бывает нужно больше, для применения старых мануалов на открытой дырке днем, но, я надеюсь, что это ограничение касается только механического затвора, а затвор электронный сможет отрабатывать быстрее. Но это мы узнаем только дождавшись начал продаж.
Третья ложка дегтя для меня — отсутствие поворотного экрана. Я вообще не понимаю почему Никон его не сделал, он гораздо лучше любой другой конструкции и его мне бы очень хотелось иметь в такой камере. Тут я не могу придумать никакое оправдание.
Так же у Никон Z50 нет «пылетряса», то есть устройства для автоматического стряхивания пыли с матрицы. Многие в сети на эту тему устраивают «плачь Ярославны», но я вообще не вижу для этого причин. Пылетрясы вообще не эффективны, так что отказ от него — логичный шаг, а учитывая то, что матрица в камере близко, при необходимости очистить ее не составит никакого труда.
Но вернемся к конфеткам. Автофокус у камеры имеет 209 точек и покрывает 90% кадра и по вертикали и по горизонтали. Это очень здорово и удобно, когда точку фокуса можно поставить куда угодно. Конечно, надо еще посмотреть, какие есть зоны фокусировки, как именно осуществляется переключение зон и их прогон по кадру. Ну и, разумеется, обнаружение фокусировкой глаз — вещь хорошая, и я надеюсь, работать она будет хорошо, ну это еще предстоит испытать.
Так же очень радует, что, несмотря на сокращение размера камеры, под нож не попало одно из колес, то есть камера будет иметь полноценное управление, привычное и удобное. Так же у камеры достаточно много кнопок, имеются пользовательские режимы, две кастомизируемые кнопки в хвате, то есть, имеются все основания полагать, что камера очень удобная.
В общем, я смотрю на новую камеру Nikon Z50 с большим оптимизмом. Не так давно, меня спросил человек, на что ему перейти с Sony A77-2, так, чтобы получить нечто подобное, удобное, с более современной матрицей и не бешено дорогое. И у меня не было готового ответа. Сони E – ужасно неудобные камеры. Фуджи терпимы по эргономике, но у них очень дорогая оптика, Кэнон кроп приятны по цене и в руках более-менее держать можно, но там труба с Динамическим Диапазоном и цветностью… Вот и выходило, что посоветовать-то мне было нечего, я просто расписал плюсы и минусы всех вариантов, предложив человеку выбрать, с чем он готов мириться.
Сейчас же, похоже, наконец, вышла камера, которую смело можно рекомендовать тем, кто хочет хороший БЗК кроп без особых провалов и за вменяемые деньги. Хотя, прежде, чем что-то реально советовать, я, конечно, для начала подержу эту камеру в руках и напишу полноценный обзор для вас. Так что — до встречи!