Углубленный обзор Panasonic G9 в 2024 году.

Когда-то давно я побывал на презентационном мероприятии камеры Panasonic Lumix G9. Тогда я написал краткий обзор этой камеры. Очень советую вам прочитать тот обзор до того, как вы прочитаете этот. Так вышло, что в 2024 году я обзавелся камерой Микро 4/3, и эта камера Lumix G9.

Этот обзор не будет полным, я не буду повторять то, что я уже сказал в первом обзоре, но я постараюсь рассказать о подробностях, которые я не мог увидеть, поснимав камерой всего лишь несколько часов. Теперь же я вижу эти особенности. Вот именно на них я и постараюсь сделать упор в этом обзоре, на том, почему я считаю, что G9, пожалуй, самая выгодная для покупки в 2024 году, камера и основа самой выгодной в 2024 году системы.

Но для начала, все-таки – характеристики нашего героя. Итак, Panasonic G9, какой он, с учетом всех апдейтов, которые он получил за все время своего существования?

Цена $1699 (body only, на выпуске)
Цена $1000-$1200 (body only, новый, сейчас)
Цена $550 (body only, б.у., сейчас, в идеальном состоянии)
Матрица, разрешение 5184 x 3888
Отношение сторон фото 1:1, 4:3, 3:2, 16:9
Мегапиксели 20
Физическое число мегапикселей 22
Размер матрицы Four Thirds (17.3 x 13 mm)
ISO Auto, 200-25600 (расширяется до 100-25600)
Стабилизатор Sensor-shift, с возможностью совместной работы с Power OIS в объективах
Эффективность стабилизатора 6.5 стопа, 7.5 с некоторыми объективами
Autofocus DFD, Contrast Detect
Число зон фокусировки 225
Продвинутые режимы АФ Обнаружение людей, лиц, глаз, животных
Экран Вертящийся, 3”, 1040000 точек.
Touch screen Да
ВИ Электронный, 100%, 1.66× (0.83× 35mm equiv.), 3680000 точек
Максимальная выдержка 60 sec
Минимальная выдержка 1/8000 sec
Минимальная выдержка с электронным затвором 1/32000 sec
Скорострельность 20.0 fps
Режим предварительной серийной съемки Да
Компенсация замера ±5 (at 1/3 EV steps)
Брекетинг Экспозиция, Баланс Белого, Фокус
Внутрикамерная склейка фокус стекинга Да
Внутрикамерный таймлапс Да
Внутрикамерная склейка панорамы Нет
Внутрикамерный HDR Да
Видео: Format MPEG-4, AVCHD, H.264
Modes
3840 x 2160 @ 60p / 150 Mbps, MP4, H.264, Linear PCM
3840 x 2160 @ 30p / 100 Mbps, MP4, H.264, AAC
3840 x 2160 @ 23.98p / 100 Mbps, MP4, H.264, AAC
1920 x 1080 @ 60p / 28 Mbps, MP4, H.264, AAC
1920 x 1080 @ 30p / 20 Mbps, MP4, H.264, AAC
1920 x 1080 @ 60p / 28 Mbps, AVCHD, MTS, H.264, Dolby Digital
1920 x 1080 @ 60i / 24 Mbps, AVCHD, MTS, H.264, Dolby Digital
1920 x 1080 @ 60i / 17 Mbps, AVCHD, MTS, H.264, Dolby Digital
1920 x 1080 @ 23.98p / 24 Mbps, AVCHD, MTS, H.264, Dolby Digital
Накопители Dual SD/SDHC/SDXC slots (UHS-II supported)
USB USB 3.0 (5 GBit/sec), не USB Type-C
USB разядка Да
HDMI Да
Microphone port Да
Headphone port Да
Wireless WIFI, BT
Пылевлагозащита Да
Батарея DMW-BTC13 lithium-ion battery
Средняя живучесть от одного заряда 400 кадров
Вес (с батареей) 658гр

Много информации, да. Давайте теперь немного в ней покопаемся. Еще раз скажу – базовые вещи читайте в моем старом материале о G9, тут я не буду рассказывать о хвате и всяких таких вещах, которые я увидел и ощутил на презентации камеры.

Давайте сразу попытаемся наступить на “больную мозоль” – поговорим об автофокусе. Как вы вероятно знаете, АФ тут фирменный Панасониковский DFD – Depth From Defocus. Это контрастный АФ, не фазовый. Сразу скажу – да, для видео он не очень подходит, так как в режиме постоянного фокуса может “подрагивать” туда-сюда при сложном фоне (например, в лесу). Я видео не снимаю, так что меня это мало расстраивает.

Далее переходим к работе автофокуса при съемке фото. Начнем с одиночного режима AFS. В этом режиме автофокус очень быстрый и точный. Скорость его вы не отличите от скорости фокусировки камер с фазовым фокусом. Даже большие перестроения от близкого объекта к дальнему – происходят моментально.

Режимы фокусировки в G9 имеются все те же, что есть в S1R – точка (самый медленный режим для фокусировки с макро объективом), одна зона переменного размера, одна зона с автоматическим расширением, если вдруг в ней ничего не окажется, пятно точек фокусировки и особый режим для “ловли” людей и животных. При этом в фокусировках по зонам можно тоже включить определение людей и/или животных.

Определение людей работает превосходно – очень далеко видится лицо и глаза на нем, наводится камера точно – жаловаться не на что абсолютно.

Более того, АФ по глазам работает в таких темных условиях, что это меня прямо удивило. Я попробовал сфокусироваться на лице дочки вечером, в очень темном парке. Было так темно, что в видоискатель я лица не видел даже, только, разумеется, знал, где оно. Но камере это не помешало! Она определила лицо и определила глаз и кадр получился резким! Интересно, что по ощущениям, S1R переключается на фокус по широкой зоне гораздо раньше, чем это делает G9. Фактически, на G9 я ни разу не увидел этого в принципе, тогда как S1R довольно часто переключается в такой режим, считая, что света для других режимов просто недостаточно. G9 в этом плане мне напомнил зеркалки Никон – которые умудряются фокусироваться в совсем уж темных условиях.

Определение животных работает так же, как как на S1R – определяется что угодно, включая даже рыб. Как по мне – это очень удобно, гораздо удобнее определения узко специализированных вещей. Искусственный интеллект отрабатывает отлично, в фокусе всегда оказываются глаза. Часто бывает, что за животных камера принимает цветы, допустим, архидеи, но это, опять же, не мешает, а только помогает. Кстати, изначально определения животных в камере не было, это добавили апдейтом.

Отдельно хочется сказать о таком режиме фокусировки, как трекинг. В этом режиме полунажатие на спуск включает трекинг – то, что находится в точке фокусировки, становится тем, что нужно отслеживать и держать в фокусе. Это очень удобно, если вы снимаете нечто с узким ГРИП и вам банально лень гонять точку фокусировки. Включаете трекинг, фикситуетесь на том, что должно быть в фокусе, а потом, зацепив за это место трекинг, спокойно кадрируете. На цветах очень хорошо работает. Уверен, что и на самолетах/машинах это работало бы превосходно, правда, попробовать на таких сюжетах мне этот режим не удалось. На том, на чем я пробовал этот режим (цветы и птицы с отключенным определением животных) – все работало превосходно!

Еще хочется рассказать о двух интересных опциях для фокуса, которые также были добавлены апдейтом. Это сдвиги фокуса – Near Focus Shift и Far Focus Shift. Таких опций я в других камерах не видел… Может, плохо искал? В любом случае, какой бы камерой вы ни пользовались, вам, вероятно знакомо, когда вы хотите, чтобы камера сфокусировалась на одном, а она фокусируется на другом. Ну, допустим, на листочке вместо птички, сидящей в них, или на заднем плане вместо ветки на переднем, которую вы хотите получить в фокусе. Ну, думаю вы поняли, о чем речь.

Так вот, на 2 кнопки (у меня это fn4 и fn5 – две передние кнопки) можно назначить функции AF ON Near и AF On Far. Тогда, когда вы нажимаете эти кнопки камера будет фокусироваться на то, что вблизи и вдалеке соответственно! Эта функция меня очень порадовала, крайне полезное новшество, о котором, надо сказать, мало кто знает. Очень облегчает съемку животных в листве например, когда вы можете заставить камеру перебирать цели, идя дальше от себя или наоборот – ближе к себе.

Далее, поговорим о следящем автофокусе. Когда вы применяете его, вы можете видеть в видоискателе или на экране некоторое подрагивание фокуса. Это то самое, что мешает видео, но на фото это никак не влияет. Но каково качество следящего фокуса? Должен вам сказать, что такие камеры, славящиеся следящим АФ, как Sony A1 или Nikon Z9 я в руках не держал. Я уверен, что там следяшка работает лучше, чем в Panasonic G9…

Однако же, назвать следящий АФ панасоника слабым я не могу. Я, вообще, редко пользуюсь следящим АФ, но, пойдя в Парк Птиц, я специально использовал только его, чтобы посмотреть, насколько он надежный. И, я могу сказать, что он весьма надежен. А купе с детекцией животных – превосходный инструмент. Уверен, что и с людьми сработает не хуже.

Ну и раз мы заговорили о фото животных, давайте поговорим о том, что камера предоставляет для этого.

При помощи специального переключателя под PASM диском, на Panasonic G9 можно менять режимы протяжки. Для вас есть два режима серийной съемки. Что они значат, вы назначаете в меню.

Варианты серийной съемки такие –

  • Средняя скорость с механическим затвором
  • Высокая скорость с механическим затвором
  • Сверхвысокая скорость с электронным затвором
  • Еще быстрее сверхвысокой скорости с электронным затвором
  • Сверхвысокая скорость с электронным затвором с пре-буфером
  • Еще быстрее сверхвысокой скорости с электронным затвором с пре-буфером

Формулировки в камере именно такие – без цифр. Я так понимаю, что реально это скорости такие –

  • Средняя скорость – 5 к/c
  • Высокая скорость – 12 к/c
  • Сверхвысокая – 15 к/c (не уверен)
  • Быстрее сверхвысокой – 20 к/c

Эти режимы работают с RAW, с автофокусом.

Плюс еще есть режим 4K фото/6К фото, который может фигачить 60 кадров в секунду (не уверен, зачем это надо). Это по сути съемка видео, из которого вы потом можете выдрать нужные вам кадры, соответственно, это только JPEG. 4k фото это 12Мп, 6к фото это 18 Мп.

У меня стоит на первый режим 12к/c с механическим затвором а на второй режим – 15 с пре буфером с электронным затвором.

И вот второй режим – очень интересный. Надо сказать, что он много где есть, но я именно на G9 впервые им стал пользоваться. Суть его в том, что когда вы нажимаете кнопку спуска до половины, камера начинает снимать поток кадров, которые никуда не сохраняются, а просто циклически друг друга меняют в памяти камеры, а как тольок вы начинаете снимать, нажимаете кнопку спуска полностью, несколько кадров ДО этого момента и кадры, снятые после этого момента, попадают на карту памяти. Я с помощью этого снял, как считавшимся вымершим голубь ест тыкву, и она выпадает из его клюва…

а также, как птица… облизывается. Да да, это не червячок, это ее язык, она сидела на ветке и облизывалась, прямо как кошка после еды!

В общем – очень полезный режим.

Далее, в режимах “протяжки” есть еще такой режим, как Пост фокус. Он работает только с 4К фото и 6К фото. Но 6К фото это 18 мегапикселей, почти полное разрешение, так что это вполне приемилемо. При этом надо учитывать, что 6К фото это всегда JPEG. Зато это режим позволяет сделать фокус стекинг внутри камеры. Вот посмотрите на этот цветок. Он весь не поместился в ГРИП.

Я переключился на пост фокус (там иконка, где цветочек и гора вместе) и снял пост фокус клип. Снимал я с рук, и не очень стабильно. Камера делает MP4 клип, разные кадры которого сфокусированы по разным зонам системы фокусировки. Так как зон в камере много, получается, что потом вы можете выбрать – что вам нужно, чтобы было в фокусе и сохранить это как отельный JPEG. Но это еще не все! Вы можете выбрать прямо в камере несколько точек, содержимое которых вы хотите видеть резким. И камера вам сольет их в один кадр! И вуаля – весь цветок в резкости! Очень полезная штука для предметной съемки!

Помимо такого внутрикамерного слияния, G9 может и работать с простым фокус стекингом, снимая RAW файлы в заданном количестве, с заданным сдвигом по фокусу. Но такие последовательности вам придется склеивать уже самому в какой-то программе.

Также у камеры есть специальный режим протяжки для создания тайм лапсов. Я его не применял пока что, так что показать это я не могу.

Как ни странно, у G9 нет режима внутрикамерной панорамы. Почему он попал под сокращение – я не могу понять, вроде он есть у гораздо более примитивных камер Панасоник. Но это, пожалуй, единственный режим, которого нет у этой камеры.

Panasonic G9 может похвастаться и внутрикамерным созданием HDR JPEG файлов, и внутрикамерным созданием 80Мп файлов со сверхбольшой детализацией.

Однако, если честно, необходимости в HDR я особо не вижу, так как из одного RAW файла можно вытащить весьма приличный Динамический Диапазон, в этом плане G9 весьма хорош, вот посмотрите на график. По ДД G9 не уступает ни своему наследнику G9II, ни новtйшему OM-D Mark II, ни Nikon Z50, ни новейшему кропу от Сони А6700. Так что вы можете быть уверенным в “тянучести” RAW файлов с G9.

Dynamic Ranges

Что касается склейки 80Мп фото, то работает она только со штатива и, несмотря на то, что у результата мегапикселей 80, но переплюнуть детальность 47 мегапиксельной матрицы Panasonic S1R у него не получается. В общем, фича не особо полезная. Вот смотрите сами, возьмем вот такую картинку – пейзаж с кучей деталей. Я снимал на G9 и на S1R со штатива. Первый снимает 20 и 80Мп, второй – 47 и… 187Мп. Да-да, 187 мегапикселей. Обоими я снимал на ISO 200, объективы разные, у G9 это 12-100/4, а у S1R это 20-60/3.5-5.6.

Итак, для начала 100% кропы со всех кадров, а том разрешении, какое выдают камеры (советую рассматривать в 100%, это картинка 1080 по высоте):

Конечно, чем больше мегапикселей, тем картинка крупнее. Однако обратите внимание – на 20Мп картинке все резко, листик с листику, а на 80Мп картине резкости уже нет. 47Мп картинка, при том, что она не намного меньше 80Мп, гораздо резче! А 187Мп – снова все нерезкое! Но давайте посмотрим, что будет, если мы все картинки уменьшим до первой? То есть все сделаем в 20Мп.

И тут мы видим, что 47Мп картинка – чемпион по детальности! А остальные все три, ВКЛЮЧАЯ даже 187Мп отстают. Так что лично я вделал вывод, что это очередная попытка обмануть физику, которая, как и все попытки обмануть физику, ни к чему не приводит. Хотите больше деталей – покупайте многомегапиксельную ФФ камеру, всякие hires режимы вам особо не помогут, к сожалению.

Наконец, давайте посмотрит, а что будет, если кадр уменьшить до Full HD?

Ну, тут разницы почти нет. Кадр уменьшенный с 20Мп выглядит более резким, если очень внимательно присматриваться. Это многие назовут “более цифровым” изображением, ну на мой взгляд это мало заметно и, в общем-то, этим можно пренебречь.

Кстати о детальности. Детальность кадров с G9 просто поразительная. У него нет АА фильтра и при наличии хорошего объектива (как например Olympus 12-100/4), кадры имеют очень много мелких деталей, в это плане G9 явно превосходит предыдущего фото флагмана – GX8, у которого были те же 20Мп, но снабженные АА фильтром.

Надо еще заметить, что буфер серийной съемки у G9 большой. Я не знаю точно сколько кадров, но много. У меня карты медленные, но это ни разу мне не помешало, когда я снимал очередями – все умещалось в память и просто постоянно горел индикатор записи, но задержек не было.

Теперь давайте поговорим о шумах. Для Микры это всегда было “больным местом”. В своем прошлом кратком обзоре камеры я уже сравнивал шумы с Никоновской камерой. С тех пор мой любимый РАВ конвертер DXO стал еще лучше, в частности как раз в шумоподалении, хотя, казалось бы, куда уж лучше. G9, при прояаке DXO, позволяет спокойно использовать ISO 6400 и не волноваться ни о чем. Цвета сохраняют свою сочность, есть даже некоторый, пусть и небольшой запас в тенях и светах, так что при проявке PhotoRAW можно смело ставить ISO auto до 6400.

У фотоаппарата есть два типа авто ISO – Auto и iISO. Второе анализирует сцену, и если в ней нет движения, то ставит выдержку медленнее, первое же просто руководствуется правилом 1/ISO, с округлением в большую сторону. Отдельно можно задать вручную нижний предел выдержки, что удобно.

Как все камеры Микры со стабом, G9 может похвастаться просто нереальными возможностями по удержанию долгих выдержек. Снять с рук кадр с выдержкой 2 секунды – вполне реально. А это уже позволит вам “размазать” воду в водопаде или фонтане. Такими возможностями не обладает ни одна другая система. Вот кадр, снятый на Panasonic 100-300, 100мм, выдержка 2 секунды, с рук! Это, между прочим, 9.5 стопов эффективности стабилизатора!

В заключении давайте посмотрим, чем G9 отличается от своего наследника – G9-II.

Rivals

Во-первых, у G9 II корпус камеры среднего уровня (это корпус от S5 II, а S5 это как раз средний уровень), что влечет за собой отсутствие верхнего экрана, место которого занимает выделенный в отдельное колесо переключатель протяжки. Сомнительный обмен – экран куда как полезнее, а управление протяжкой под PASM колесом – очень удобно. Кроме того, у G9 II нет переднего переключателя (у меня он включает и выключает тихий режим – штука часто мной используемая).

Далее, G9II имеет новую матрицу 25Мп. Но по Динамическому Диапазону она особо никакого выигрыша не дает, да и почему-то с G9II картинки чуть менее четкие, что, в общем-то, практически сводит преимущество в мегапикселях на нет… (О четкоcти картинок я сужу по тестам DPReview).

G9II обладает новой системой фокусировки с фазовыми датчиками. Ктстати, возможно эти датчики как раз и являются причиной чуть менее резкой картинки с G9II. Это очень серьезное преимущество, если мы говорим о видео, но я не думаю, что это дает какое-от значимое преимущество второй камере для фото. Авфтофокус G9 ну очень хорош.

Скорость серийной съемки G9II с механическим затвором всего на 2 больше, чем у G9, (14 против 12), правда с электронным он может снимать аж 60 кадров в секунду с постоянным АФ, против 20 у G9, тогда как G9 выдает 60 только с фиксированным на первом кадре АФ. Но вот честно, не знаю, зачем надо 60 к/c, это уже скорость ради скорости…

Затем, G9II умеет снимать кадры с высоким разрешением с рук. G9 этого не умеет. Но, как я уже сказал – родное разрешение в 47Мп все равно лучше 80Мп, полученных от сдвига матрицы. Да и плюс еще у G9II есть явные дефекты в алгоритме склейки РАВов, дающие не самый лучший результат. Я уверен, что Панасоник исправит это со временем, но пока имеем что имеем.

Единственное, чот реально может быть лучше у G9II это его возможность расширять Динамический Диапазон в одном кадре, считывая сразу как бы 2 разные чувствительности. Но пока, данных по этому нет особо а без этой особенности, как я говорил G9II ничего не выигрывает по ДД у G9…

Если сравнивать G9 за $550 с G9 II за $1899, то, как по мне, выигрывает G9 просто безоговорочно. Похоже, Панасоник и сам это понимает, так как уже устраивал несколько распродаж, снижая цену за G9II до $1399, что выглядит правдоподобнее, но все равно выиграет только у нового G9, который можно купить за $1000-$1100, а вот б.у. G9 с ценой $550, как по мне, просто одна из топовых возможных фото покупок в 2024м!

Вот, наверное, и все, что я хотел вам рассказать о Panasonic G9. Получился огромный обзор, длиной в 6 лет, если начинать с моего первого краткого обзора. Но эта камера стоит того, чтобы это все написать и того, чтобы вы это все прочитали.

2 Comments

  1. Павел, спасибо вам за обзор! Давно читаю ваш блог, всегда интересно. Но сейчас вот меня очень зацепило. Я сам снимаю на Кэнон, у меня последний “Пятак”. Знаю, что вы не любите Кэноны, но меня устраивает… Но я, как и вы, сменил страну проживания. Я взял с собой все стекла, которые у меня были, и, должке сказать – это тяжело. Физически. ФФ стекла очень большие.
    В целом, никуда не деться, зеркалки устаревают, и мне моб системы надо бы поменять. Я вот все в раздумьях, на что… То ли взять кэнон R, то ли может перейти на фрома поменьше и взять Фудж, но что что-то в кадраз с них мне не дает ими наслаждаться…

    И вот сейчас я порситал вашу эту статью. Она превосходная – описывает камеру так глубоко, как редко увидишь в других обзорах! И вот я подумал, может, тоже купить G9, а деньги вложить в лучшие стекла на MFT? Деньги есть, но лушчие стекла под Canon RF – дорогие, если выбету эту систему, придется довольствоваться середнечками…

    Понимаю, решать мне, но может поделитесь своими мыслями?

  2. Анатолий, Вы знаете, я, наверное, могу рассказать только один случай, который у меня уже был. Для S1R я купил стекло Panasonic S85/1.8. Это стекло недорогое по маркам L mount, не особо светосильное, короче, не топовое. С одной стороны нормальное обычное стекло. С другой стороны, открываешь его на 1.8 и он теряет ОЧЕНЬ много контраста, аж неприятно. А ведь такие стекла покупаются ради открытой именно. Чтобы получить хорошие фото, которые меня удовлетворяют, надо закрывать стекло до 2.2. Я в результате остановился на Olympus 45/1.2 – топовое стекло, которое я купил б.у. И вот то, что оно топовое – ощущается по полной форме. Оно не проседает ни по резкости ни по контрасту, 1.2 полностью юзабельные. Конечно, 1.2 на микре по глубине резкости это даже не 1.8 на ФФ, это примерно соответсвует 90/2.2. Может это и заскок, но пользоваться “про” оптикой приятнее. С одной стороны, вроде – ну не раскрывай диафрагму шире 2.2 и всё, но как-то когда не нужно замываться, что что-то проседает – оно приятно.

    В общем, микра в лице панаса меня реально очень порадовала ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРО-шных стекол. Сейчас весьма много про стекол для микры на вторичке и цены на них весьма приятные. Надо пользоваться.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *