Преимущества и недостатки Full Frame и Micro Four Thirds.

Итак, свершилось. Я снова снимаю на самый маленький из доступных сенсоров – сенсор формата Four Thirds. Это то, с чем я начинал когда-то… Это все меня натолкнуло на философский лад и подтолкнуло к написанию этой статьи. У меня есть статьи на тему форматов, но сейчас я уже имею практический опыт съемки на все форматы, измеряемый годами и хочу немного обобщить этот опыт. Плюс, ситуация на рынке меняется, и пример тому та же Micro Four Thirds, на которую я в свое время не захотел перейти с зеркалок 4/3 из-за отсутствия удобных камер и хороших зум стекол. А сейчас… В общем – читайте дальше. И сразу простите, тут будет много текста и мало фотографий. Фотографии тут только чтобы разбавить текст… Зато еще будет много ссылок, которые ведут на мои статьи в которых есть фото, иллюстрирующие мои слова.

Но вначале я опишу полную историю своего перехода с Full Frame S1R, которой я снимал почти 3 года и которая мне очень нравилась, на Micro Four Thirds.

Xронология такова:

Первым делом у меня портится объектив 24-105 – основной объектив моей системы. У него происходит, как я сейчас уверен, расщепление гибридного асферического элемента. Я по началу думал, что это грибок, но это не так скорее всего. Этот дефект свойственен этому объективу. Об этом имеется огромная тема на DpReview с абсолютно одинаковыми фотографиями. Таким образом, я остался без штатного объектива. Покупать его еще раз очень не хотелось – он дорогой и, честно говоря, далеко не идеальный. Во-первых, можно снова напороться на тот же дефект через какое-то время. Во-вторых, он весьма плохо держит контровой свет… Брать более короткий зум я не хотел, мне и этого то мало, но Panasonic должен был выпустить ультразум “на днях” и я решил дождаться его.

Далее, панасоник выпускает ультразум. Это стекло Panasonic S 28-200/4-7.1. Сказать, что я был разочарован, это не сказать ничего. Это такой три в одном – недостаточно широкий, недостаточно длинный и очень темный объектив. Выпусти они 24-200/3.5-5.6, или, тем более, допустим 20-150/3.5-5.6, ну или пусть 28 на коротком конце, но 400 на длинном, как сделал Никон – я бы его купил в качестве штатника и никакого перехода на MFT не было бы. Но это “чудо” я покупать не хочу, с ним в комплекте надо возить еще минимум 2 стекла, что полностью противоречит основному назначению ультразум стекол.

Далее, я обзавожусь Olympus 12-100/4 и прямо таки впадаю в эйфорию от его качества. Я понимаю, что этим стеклом я хочу снимать. Это происходит, в общем-то, случайно. О том, почему мне так понравилось это стекло можно почитать в его обзоре.

Затем мне приходит в голову описанная уже идея – заменить огромный FF телевик небольшим но более дальнобойным MFT. И я понимаю, что вторым я получаю картинки даже лучше, чем первым, прото потому, что им удобнее пользоваться и я сразу беру кадры как они будут в финале, а не в расчете на последующий кроп. Это подробно описано тут. Тогда я еще был уверен, что на этом все и заколнчится и я буду иметь 2 системы.

Но на этом процесс перехвата инициативы системой MFT не остановился. Я приобрел Olympus 45/1.2, не устоял перед очень хорошей сделкой. Этим я покусился на святой грааль полнокадровых камер – портреты с малым ГРИП. У меня был Panasonic S 85/1.8, которым я был не сильно доволен, так как при открытии диафрагмы на 1.8 у него сильно проседала контрастность, и снимал я им частенько на f/2.2 из-за этого. Это нормальный не топовый объектив для FF – там не супер, тут компромисс, но, если прикрыть, не снимать так, как он “не любит” то будут нормальные фото. В то время, как Olympus 45/1.2 это стекло топ уровня, у него нет недостатков. Да, ограничения по ГРПИ у MFT есть и никуда от них не деться (читайте тут). Но я на практике понял, что портреты на MFT + Olympus 45/1.2 не только не хуже, а даже и лучше чем то, что выдает S1R + 85/1.8. Топовое стекло дает лучше картинку, им приятнее пользоваться, оно рабочее на всех значения диафрагмы. Ну а глубина резкости… Да, она меньше, она как раз соответствует тому, что дает FF стекло c 85мм на f/2.2. Но мне этого хватает. И вот я понял, что имея этот Olympus, стекло от панасоник для S1R я в руки уже не хочу брать. И я его продал.

Так в вотчине FF камеры остался только широкий угол и ночные съемки. И тут я меняю Panasonic GX8 на G9. И если на уменьшенных (!) кадрах разницу между S1R и GX8 я видел, то с G9 разницы уже не было! У G9 великолепная матрица – нет АА фильтра и она выдает просто сумасшедший микроконтраст, так что при уменьшении кадра разницы с S1R просто практически нет.

Честно говоря, я и сам в это верил с трудом… Но тесты – штука упрямая. Конечно, 47Мп на 100% имеет больше деталей. Но на практике, ни в Full HD разрешении, ни в 4к разрешении, ни в печати влоть до А3 (больше я не пробовал) – разницы не видно вообще!

Если помните, при переходе с Fuji на Panasonic S1R, я показывал огромную разницу между рыхлой картинкой в Fuji и четкой приятной картинкой c Panasonic при вырезки тех же 26Мп с него. Так вот между G9 и S1R такой разницы нет, даже если мы рассматриваем самое невыгодное для MFT – ночные фото, сделанные на высоких ISO, причем даже не уменьшенные, в 100% для G9 (20Mп то есть).

Еще раз (так не вериться, что хочется повторить). Если уменьшить кадр с 47Мп камеры до 20Мп и взять кадр с G9 как он есть (20Mп), то разницы практически не видно! Да, при таком же эксперименте с 16Мп камерой (Olympus E-PL7) разница была, при таком же эксперименте с 20Мп GX8 она тоже была, а с 20Мп G9 – нет! Это не чудо, просто у G9 нет АА фильтра, а у E-PL7 и GX8 он есть.

Да, вероятно, 47Мп показали бы свою силу при печати чего то типа 2х1.5 метра или даже больше. Но я такое не печатаю да и не буду вероятнее всего.

Если вы помните мой обзор на Panasonic S1R, я говорил, что картинки с него “как живые”. Однако, выяснилось, что и с Panasonic G9 они такие же! Но тут есть одно “но”…

И это “но” это – объективы. Немного поговорим о них. Как я много раз говорил, объективы под полный кадр делать труднее, и топовые стекла под Full Frame крайне дорогие. Есть mainstream для полного кадра, доступные по цене. Не дешевые, но подъемные. Это те же 24-105, или новый Tamron 17-50 (для Full Frame). Эти стекла получают свою долю положительных отзывов, но реально они достаточно посредственные. Размытие по краям, необходимость прикрывать диафрагму – это все на полном кадре считается нормой, потому что есть почти у всех. Некоторые стекла, как 24-105 от панасоника, плохо терпят контровой свет, двоят огни, порой обладают сильными Хроматическими Аберрациями, итд… Так вот, это я к чему… При сравнении фото с S1R я всегда пользовался такими вот мейнстрим объективами, тогда как на G9 я использовал объективы топ уровня (ну, кроме Panasonic Lumix 100-300 II, который является бюджетным телевиком в общем-то).

Я допускаю, что при использовании стекол топ уровня ФФ получил бы некий выигрыш. Но такие стекла не сравнимы ни по цене ни по весу с топ стеклами для MFT системы.

Пример –

Olympus m. Zuiko Pro 25mm f/1.2 – 410 грамм, цена нового $920
Panasonic S Pro 50mm f/1.4 – 955 грамм, цена нового $2100

Оба эти объектива – великолепного качества, оба – от первых производителей (не third party). Вот если использовать такую пару, то может быть кадр с S1R и выиграл бы. Но такие про стекла для FF находятся за пределами моего бюджета, так что я сравнивал то, чем сам пользовался и что могу себе позволить. Именно с учетом этого мы и переходим к последней части данной статьи.

Итак, каковы же, на мой взгляд, основные преимущества систем и в чем их основные слабости на текущем уровне развития, то есть на 2024 год? Очень важно, что речь идет о современной ситуации. Много традиционных утверждений о разнице систем уже не справедливы сейчас, но о них мы тоже поговорим!

Начнем с системы Full Frame. Это самый распространенный стандарт на рынке, камеры с такими сенсорами есть у всех, кроме Fujifilm.

Первое преимущество. Именно на этом формате (а не на большее крупном среднем формате!) практически доступна самая малая глубина резкости. Стекла типа 85/1.2, 105/1.4, 135/1.8 есть только для Full Frame. Имеющиеся MFT аналоги дают сильно большую глубину резкости. Если для вас это решающий фактор – у вас нет выбора, кроме как использовать Full Frame. Но учтите, что вам будут нужны эти самые топовые – дорогие и большие объективы с максимальной светосилой.

Второе преимущество. Возможность иметь сенсор с очень большим числом мегапикселей (45-60 на данный момент). На MFT максимум это 25Мп, правда, на среднем формате – уже 100Мп! Так ли это важно? Для большинства – нет. Как я уже писал, разница возможно будет (а может и нет, бумага очень многое сглаживает!), если печатать допустим 4х3 метра. То есть это преимущество больше теоретическое. ОДНАКО! Много Мегапиксельный сенсор улучшает картинки со средней оптики. При уменьшении фото в процессе обработки несовершенства “прячутся”. Это я показывал еще когда переходил с 16Мп Сони на 24Мп на примере очень старого Тамрона 28-200, финальная картинка с которого на 16Мп смотрелась хуже, чем с 24Мп матрицы. То же самое происходит и при переходе 24->47Mp, или 33->60, то есть, если вы снимаете не на топ стекла, лучше использовать матрицы с большим числом мегапикселей.

Собственно, на этом всё. Я предвижу возмущенные возгласы адептов Full Frame про шумы и динамический диапазон, поэтому давайте остановимся на этом подробнее.

Больше не преимущество FF – шумы. Да, формально, ФФ матрицы дают чуть меньше шумов, чем MFT матрицы и чем APS-C матрицы. Разница уменьшилась, но никуда не делась. Однако, современные технологии обработки (допустим, DXO Photo Lab) обладают такой мощью, что сводят эту разницу практически к нулю. Фактически, что на полнокадровом S1R, что на MFT G9 у меня стоит Авто ISO до значения 6400. Кадры с обоих на этом значении применимы, тогда как на 12800 – уже нет. Да, на некоторых 24Мп FF камерах применимо и 12800, но и на APS-C есть такие матрицы – Nikon Z50, Z30, D7500 – вполне применимы на 12800. C последними MFT камерами у меня личного опыта нет (G9IIm, GH7), но допускаю, что и у них уже такой уровень. Вот поэтому я и говорю, что шумы – больше не преимущество FF, на практике оно уже не играет роли.

Больше не недостаток MFT – динамический диапазон. Тут мы просто обратимся к замерам. Вот смотрите – динамический диапазон Lumix G9, Lumix G9II, Nikon Z9, Nikon Z6 II. Чемпион по диапазону – мало мегапиксельная FF камера. Как и ожидалось. Но разница крайне невелика! Причем если мы сравниваем с Z9, то, допустим на ISO 200 G9 имеет даже больший динамический диапазон! Разница, когда она есть, редко превышает один стоп! Да, раньше MFT матрицы имели крайне узкий ДД, отставая от FF камер порой на 2 топа и больше, но эти времена, к счастью, прошли и динамический диапазон больше не является слабостью MFT камер.

Ну и еще раз придется заметить то, что “эквивалентная диафрагма” – это расчет лишь глубины резкости при одинаковой картинке! С точки зрения светопропускания f/2.8 на MFT это РОВНО то же самое, что f/2.8 на FF. Вынужден это раз за разом повторять, как как до сих пор есть индивидуумы, которые считают f4 на микре это f8 на фф и хоть трава не расти. Еще раз – это не так. Если при съемке некоего кадра микре понадобится допустим, (ISO 800, f/4, 1/250s) то при съемке такого же кадра ФФ камере будут нужны такие же значения – (ISO 800, f/4, 1/250s). А про расчеты глубины резкости можете почитать вот тут.

А теперь поговорим о преимуществах MFT.

Первое преимущество. Нет необходимости уменьшать диафрагму для получения большей глубины резкости. Большая глубина резкости далеко не всегда минус. Собственно, это минус только в определенном виде портретной съемки. Представьте себе, что вы снимаете пейзаж, где есть передний план и задний (сам пейзаж). Вы хотите, чтобы все было в резкости (чаще всего именно так и нужно в этом случае). Вы выстраиваете кадр и выбираете диафрагму. На полном кадре вам понадобится применить диафрагму 8 как минимум, чтобы получить все врезкосит. На MFT вам достаточно диафрагмы 4. А теперь представьте, что это ночь. MFT камера, снимая с помощью диафрагмы 4, потребует ISO 6400 и кадр выйдет. А ФФ камера, имея диафрагму 8, потребует ISO 25600! Вот такая она, выгодная сторона большой глубины резкости. Также бОльшая глубина резкости выгода при съемке макро или около макро объектов, когда, опять же, FF камерам приходится зажимать диафрагму до совсем уж “неприличных” значений.

Второе преимущество. Наличие уникальных, невозможных для полного кадра, объективов. Причем эти уникальные объективы еще и доступны. Так как на MFT объективам не смысла иметь большой световой диск, используемые в них элементы меньше и это позволяет делать для MFT объективы с уникальными характеристиками. Это объективы, которые просто невозможны на полном кадре. Ну то есть как невозможны? Примерно так же, как и объективы с экстремально малым ГРИП невозможны на MFT. В теории возможны, но на практике таких нет и не будет, потому что они будут огромными, очень тяжелыми и просто бешено дорогими.

Лично для меня, такие стекла, это, прежде всего зумы, их я вам перечислю и напишу в скобках, их эквивалентное фокусное что в них “этакого, уникального”. Итак, пройдемся по уникальным зумам для системы MFT. У всех этих стекол очень надежная система защиты от пыли и брызг, это я даже писать не буду.

Итак, в порядке увеличения широкого конца:

Olympus m. Zuiko Pro 8-25mm f/4 (16-50mm/4 EFL, огромный для UWA объектива диапазон, супер резкость от угла до угла на всех фокусных и диафрагмах, полное отсутствие аберраций, очень малая дисторсия). И нет, новый FF Tamron 17-50 даже не близок по качеству картинки к этому стеклу!
Panasonic Leica 10-25mm f/1.7 (20-50mm/1.7 EFL, сочетание большого диапазона с очень большой светосилой, сумасшедшее качество картинки на всех фокусных на всех диафрагмах, “Лейковская” рисовка)
Olympus m. Zuiko Pro 12-100mm f/4 (24-200mm/4 EFL, ультразум с бескомпромиссной картинкой на всех фокусных на всех диафрагмах, с постоянной светосилой 4)
Panasonic Leica 25-50mm f/1.7 (зум портретник с очень большой для зума светосилой, сумасшедшее качество картинки на всех фокусных на всех диафрагмах, “Лейковская” рисовка)
Olympus m. Zuiko Pro 40-150mm f/2.8 (80-300mm/2.8 EFL, светосильный телевик с 80-300мм ФР в эквиваленте, очень приятная и качественная картинка на всех фокусных на всех диафрагмах, при этом он не особо тяжелый для такого фокусного и постоянной светосилы 2.8)
Panasonic Leica 50-200mm f/2.8-4 (100-400mm/2.8-4 EFL,очень качественный телевик с переменной светосилой, которая позволяет держать его размер и вес небольшим для ФР 100-400 в эквиваленте, очень приятная картинка без значительных проседаний на каком либо ФР)

Как по мне, наличия таких стекол достаточно, чтобы захотеть снимать именно на эту систему.

Третье преимущество. Наличие небольших телевиков. Я отделил этот пункт в отдельный от второго, так как мое стекло Panasonic 100-300mm f/4-5.6 нельзя назвать уникальным. Ну если не смотреть на его размеры. Я купил его вместо полнокадровой Sigma 100-400/4-6.3. И хотя он чуть хуже оптически, чем Сигма, но пост процессингом это нивелируется. Зато взять с собой Сигму – это было целое событие – она тяжелая, большая настолько, что помещалась лишь с один отсек рюкзака и часто по этому оставалась дома. Тогда как Panasonic 100-300mm f/4-5.6 (а это 200-600 в эквиваленте, и даже около 700мм из за разного форм фактора картинок) – компактный и легкий, влезает куда угодно и всегда можно иметь с собой.

Четвертое преимущество. Стабилизатор (прчем не так важно, в тушке или в стекле или совместный и так и там), позволяющий с рук снимать огромные выдержки. Сейчас у ФФ камер стабилизаторы, которые получают рейтинг в 7.5 – 8 стопов, то есть столько же, как и на MFT. Но реально, ни одна ФФ камера не позволит вам снять резкий кадр на выдержке 1-4 секунды! Полсекунды – это лучшее, на что способны ФФ стабы, даже новейшие, те, у которых рейтинг 8 стопов. И то процент годных кадров будет не более четверти! А MFT позволяет применять с рук реально длинную выдержку!

Пятое преимущество, субъективное. Формат кадра 4:3 мне кажется гораздо более естественным, чем 3:2. Используя FF или APS-C кроп я довольно часто обрезал кадры под формат 4:3. На Micro Four Thirds я никогда не обрезаю кадры под 3:2, такого желания просто никогда не возникает.

Вот таким вот образом, разложив все это для себя по полочкам, проведя огромное число сравнений, я пришел к выводу, что система Micro Four Thirds для меня сейчас является оптимальной. Сейчас можно купить просто превосходную камеру Panasonic G9 прям за копейки (о ней тут и тут), а к ней найти и отличные, топовые объективы по приятной цене. Продажа моей ФФ системы со средними стеклами вполне обеспечила меня средствами для перехода на топ MFT.

Надеюсь, этот крайне длинный рассказ был для вас хотя бы интересен, а, может, и даже полезен в чем-то. На этом позвольте его закончить.

12 Comments

  1. По фокусным, глубине резкости, диапазоне зумов MFT смотрится привлекательнее, это так.
    А каково ваше субъективное мнение по цветопередаче, “вкусности” картинки, G9 уступает S1R?
    И ещё вопрос по “тянучести” raw. Я снимаю на Nikon, его raw даже в светах тянется хорошо. Вы писали, что raw от S1R тоже весьма “тянучий”. А как с этим обстоит дело у G9?

  2. По цветам они 1 в 1. Если вы посмотрите парные съемки ночью, то там G9 теплее, чем S1R. Оказалось, что S1R WB замеряет по умолчанию так, как G9 меряет WB в режиме AWBc (то есть cold – холодный). У S1R так работал дефолтный AWB. Стоило переключить G9 в такой режим и все стало прям 1 в 1 и небо ночное было больше не фиолетовым, а синим, как и у S1R. Мне так нравится больше, я так и оставил по умолчанию. Только для людей лучше переключать в AWBw (warm – теплый), ну или при проявке править. Так что цвет не разочаровывает. Не было бы “вкусности”, я бы не задумывался даже над переходом. Но это речь именно про Панасоник. Олик 5 III мне в свое время прям категорически не “защел” именно по вкусности картинки и цветам. Кстати вот и пример – он мне не зашел и был продан, не смотря на все остальное. Что у современных OMD я не знаю – не пробовал…
    Тянучесть в светах тоже есть, но вот насколько далеко – я пока не возьмусь сказать. Вот самый напряжный по ДД снимок – https://www.alphatraveller.org/gallery/upload/2024/06/02/20240602210655-67bd4634.jpg Тут он весь вытянут со всех сторон и тени и света. Вообще такие вот рассветные фото – весьма сложны именно технически, оставить ощущения утра, висящего в воздухе света – довольно трудно. На Сони, допустим, у меня такое вообще не получалось в принципе. S1R делал такое, G9 тоже смог, это меня порадовало. Но в тенях у G9 запас поменьше, чем у S1R, стопа 2-3 есть спокойно (на глаз), но в какой то момент, если тянуть еще – появляется сиреневый тинт, этого у S1R не было. Но это ОЧЕНЬ экстремальная вытяжка уже, из серии тестов “а давайте недосветим кадр на 4 стопа и посмотрим что будет в тенях”, а не из реальной жизни…
    Маломегапиксельная камера даст несколько больше ДД, да, но, опять же, у G9 его не мало для реальных задач, жить вполне можно.

  3. Добрый день! Набрела на ваш блог еще когда у вас была последняя статья “зачем микра…”. Искала вот такой вдумчивый анализ. Я начинала снимать еще в школе, мне родители купили Панас GF3 тогда… Мои первые камеры были все Панасоник… Потом под влиянием знакомых, тоже увлеченных фото, я перешла на Кэнон, третий пятак тогда купила себе. Сейчас у меня 6D второй. Задумываюсь о смене камеры. То ли остаться на Кэнон, но уже RF, то ли снова купить Панасоник. Я иногда смотрю старые фото с Панасоников и они мне бывает даже больше нравятся, чем с моей шестерки… С другой стороны – много информации о том, что микра умирает, будет ли она еще существовать через лет 5? Я прям в сомнениях, уже и кадры с шестерки не радуют, думаю, что вот был бы Панасоник – было бы лучше, а с другой стороны – вложусь в систему, а она сгинет. Подскажите, что делать!?

  4. Добрый день, Катя! Я понимаю о чем вы, в принципе… Ну лично мне Кэнон вообще не по душе, так как у него весьма специфическая цветопередача, заточенная, главным образом, пол фэшн съемку, а я ей никогда не занимаюсь. Насчет смерти Micro Four Thirds – это явно преувеличено. О смерти этой системы говорят уже лет 10, и ничего, камеры выходят. Сейчас вот есть G9 II и GH7 совсем новый, да и OMD тоже выпускает камеры. Ушли мелкие линейки, вот как GF, с которого вы начинали. Моё мнение – еще лет на 5 вполне хватит того, что есть сейчас спокойно, а я вот прям совсем не думаю, что больше камер не будет, так что еще лет 10 спокойно есть у системы как минимум. Сейчас можно купить тот же G9, остальное вложив в оптику, и у нас уже есть готовый следующий шаг – G9-II, или GH7, куда можно перейти через пару лет, когда цены станут погуманнее. ну а там и еще чего-то выпустят, я уверен!

  5. Павел, я решила последовать по вашему пути. Я купила G9 и 12-100. Все вместе мне обошлось в 120 тыс. руб… Учитывая то, как обесценились рубли – не много. Мои впечатления самые положительные. Я боялась, что автофокус Панасоника будет тупить со стеклом от Олика. Об этом все пишут! Но этого нет! Пользоваться такой связкой просто одно удовольствие! Если честно, мою шестерку даже в руки брать не хочется после Панасоника! Я очень благодарна вам за ваши статьи и ваши советы. Похоже, на одного пользователя микры в мире стало больше.

  6. Катя, рад что вы купили инструмент, который вам по душе. Насчет того, о чем “все пишут”, увы, это так. Во первых, обзоры пишут по версии камеры 1.0. А в сейчас камеры очень сильно меняются прошивками. А частности, G9 избавили от многих проблем в автофокусом прошивкой 2.4, насколько я понимаю. Ну и во-вторых, перебороть инертность общественного мнения очень сложно. Все привыкли, что АФ Панасоника работает медленнее с объективами Олимпус и повторяют это из раза в раз, хотя это уже давно не так. Поэтому я и написал обзор G9, подчеркивая, что это обзор 2024го года. Вы мне “поверили” и не пожалели, чему и очень рад. Однако, если вы еще не продали Кэнон, советую вас осторожно переходить. У Микры есть ограничения и надо понять, не критичны ли они для вас, чтобы потом не жалеть. Удачных вам кадров!

  7. I don’t understand why, but I hadn’t seen your website before. I really like both how you write and what you write about. I shoot with MFT myself, and this article is the best explanation of why many people love this system. I would add something about compact cameras, but I understand you’re not particularly fond of them. However, it’s MFT that allows for having a truly small camera; all other systems fall short in this regard… I’ve bookmarked your site and will keep an eye out for new articles. Best regards, Greg.

  8. Greg, you are my first English commenter. You’ve never seen this site before because it is in Russian and I installed multi language plugin just recently. But even now this plugin is in free mode – all languages except Russian are not indexed by search engines… Thank you for your kind words! As for small cameras, it is true that I don’t like to use them, but I think Panasonic should make a small MFT camera, because so many small MFT lenses are available in the system, they should use this!

  9. Добрый день. А со всеми последними прошивками, Панасоник не убрал лимит в видеозаписи в 30 минут? Спрашиваю за G9. Помню, на старте выхода этой камеры, лимита не было. Народ обрадовался))). Потом добавили… После этого я за ней не следил.

  10. Нет, насколько я знаю, лимит все еще есть, но после 30 секунд просто камера начинает писать новый файл, и, собственно, всё, можно просто склеить их вместе.

  11. Hi there,

    I came here from dpreview because I was interested in your switch from the S1R to the G9.
    I started two of the big threads about the seperation/fungus in the S-line of lenses.
    Funnily enough I think Eddy Summers once linked me your great article on the S1R.
    I have sort of done the opposite, with the switch from my E-M1 III to S5 to S1.
    And I am certainly somewhat nostalgic about the m43 system. I don’t think I’ve ever had such a good zoom as the 12-40 PRO and I now realize how spoiled I was with the 8-25, 17 and 25 PRO. There’s some intangible quality about them.
    I don’t think I would ever switch back, since FF does have a look that’s impossible to easily get in m43.
    But a lot of your words ring true and it’s getting harder not to get back into a second system again.
    Once budget allows of course..

    Thanks for the great read. I will definitely keep an eye on your website.

  12. Hi, Joni! Glad to have your comment here!

    Funnily enough I think Eddy Summers once linked me your great article on the S1R.

    I was enjoying the camera big time! And I must say I am not disappointed in it still… The cause why I switched was not about the camera at all!

    And I am certainly somewhat nostalgic about the m43 system. I don’t think I’ve ever had such a good zoom as the 12-40 PRO and I now realize how spoiled I was with the 8-25, 17 and 25 PRO. There’s some intangible quality about them.

    Haha true, MFT lenses kinda mesmerized me… While FF gives you ability to shoot with lenses like 85/1.2 that give you WOW portraits, MFT gives you fantastic zooms that allow shooting things wide open, getting large DOF and no quality degradation even in corners. Since my daughter and my wife do not like me shooting them, I rarely shoot portraits, so they are not very important for me. So, for now, I preferred those great zooms.

    I am working on a new article, there I will show the IQ difference between G9+12-100, E-PL9+12-100 and G9+14-42. Spoiler – the difference is MUCH greater then I expected, both AA filter and kit lens (even though it is a quality kit lens, Panasonic 14-42 X PZ) KILL the image quality, that is given by AA-less 20Mp sensor and top quality lens. So IF I’d was never attracted by a G9, I would surely NOT switched from S1R! E-PL9’s IQ is just not enough…

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *