Обзор объектива Tokina AT-X Pro 12-24mm f/4.

В поисках широкоугольного объектива на Nikon D5500 я перепробовал целую кучу объективов. Начал я с Nikon AF-P 10-20, который мне не понравился и был продан. А потом понеслись Tokina 11-20, Sigma 10-20 обоих версий, Nikon 10-24, Nikon 12-24… Во всех них меня что-то не устраивало. Не буду описывать что, только потому, что я пробовал БУ стекла и совсем не факт, что то, что меня не устраивало не было дефектом данного конкретного экземпляра. Вообще, придирчиво купить ширик — очень сложно, гораздо сложнее, чем купить телевик. Я уже решился на покупку нового Tamron 10-24 HLD, как мне подвернулась вдвое более дешевая Tokina 12-24 AT-X Pro DX II.

Изучив с пристрастием, как она снимает, я в нее просто влюбился и конечно уже не мог не купить. Это стекло уже не выпускается и является вторым из трех в соей линейке объективов. Первой была Tokina 12-24 AT-X Pro DX, второй Tokina 12-24 AT-X Pro DX II, в которой поменяли просветление и, в случае с Никоновской версией, дали ей мотор вместо отвертки, третья версия, которая выпускается сейчас, это Tokina 12-28 AT-X Pro DX, которой добавили 4мм фокусного расстояния на длинном конце, но и ухудшили резкость по краям.

Сейчас довольно много в продаже объективов Tokina 12-24 AT-X Pro DX II, о которых пойдёт речь, так что думаю, мой обзор будет вам полезен, если вы выбираете ширик на кроп Никона или Кэнона, ну или на Сони через переходник.

Итак, знакомьтесь, Tokina 12-24 AT-X Pro DX II:

Фокусное расстояние от 12мм до 24мм.
Максимальная диафрагма на всех фокусных f4.
Оптическая схема: 13 элементов в 11 группах, из которых одна низкодисперсная линза и две асфетических.
Угол обзора от 99 до 61 градуса.
Минимальная дистанция фокусировки 30см от матрицы фотоаппарата.
Диаметр светофильтра 77мм.
Вес 540 грамм.

Этот объектив изготовлен так, как изготавливают все современные Токины, то есть очень привлекательный, крепкий и удобный корпус, внутри которого происходят все движения линзблоков. Это очень хорошо, так как объектив не засасывает воздух, а следовательно и пыль, ни в себя ни на матрицу.

Переключение между режимами ручного и авто- фокуса происходят тоже традиционно для Токин — надо потянуть на себя кольцо фокусировки, это одновременно зацепит его за привод фокусировки и отключит от него фотоаппарат. Этот метод очень удобен, гораздо удобнее переключения тумблером, и, я бы сказал, не менее удобен, а где-то и более, чем даже Full Manual Override, при котором крутить фокус руками можно всегда.

Стабилизатора в этом объективе нет, к сожалению. Это частично компенсируется постоянной светосилой 4, но, конечно, это всё же не 2.8. Однако, учитывая, что это ширик, и выдержки, дающую картинку без смазов достаточно велики, можно обойтись и без стаба.

В комплект с объективом входит удобная бленда с байонетным креплением, внутри оклеенная черным бархатом. В целом, это хорошо, но на черный бархат очень уж липнут всякие пылинки, по этому его придется иногда чистить скотчем.

Ну, перейдём к картинке. Она очень и очень хороша у этого объектива. Он вполне применим на всех фокусных расстояниях и с любой диафрагмой. Причем, с 18 до 24мм Tokina 12-24/4 Pro DX II спокойно кроет полный кадр.

Для теста я поcнимал вид из окна. Край и центр взяты с разных серий фотографий, которые сделаны так, что бы в край и центр попадали соответствующие детали. Давайте посмотрим на 100% кропы (нажмите чтобы посмотреть в полном размере).

Результаты, как видите, впечатляющие. Даже на открытой диафрагме объектив можно использовать, а на диафрагме 8 он даёт отличную картинку от угла до угла. Хроматические Аберрации у стекла есть, но, как видите, они практически убираются при проявке по умолчанию RAW конвертером.

У объектива практически нет геометрических искажений. Посмотрите на эту фотографию, искажения можно заметить по нижнему краю. Геометрия не правилась.

Контровой свет объектив держит неплохо, при закрытии диафрагмы солнце можно превратить в симпатичную многолучевую звездочку. А вот к боковой засветке стекло достаточно чувствительно, но от этого спасает бленда.

Автофокус у стекла не моментальный, но достаточно быстрый, если вы пользуетесь видоискателем. А вот если вы пользуетесь Live View, то на Nikon D5500 он очень неспешный, так как ему надо повжикать туда-сюда, прежде чем остановится. Мотор автофокуса к Tokina 12-24 Pro DX II весьма шумный, по звуку вполне сравним с «отверткой». Хотя лично меня это ни чуть не смущает.

Объектив имеет не только впечатляющую резкость, но и очень хороший микроконтраст, что для широкоуготльников очень важно. Посмотрите на 100% кроп дерева, находящегося достаточно далеко и снятого в пасмурную погоду:

Как видите, листик к листику, никакой «каши». Вообще, картинка с этого объектива мне очень понравилась. Этим объективом можно снимать и любые сюжеты, включая чисто природные пейзажи.

Минимальная дистанция фокусировки у этого объектива 30см. Это не «прямо в упор», как у нового Nikon 10-20, но, в то же время, это достаточно близко.

Должен сказать, что боке у этого объектива – не самое лучшее. Правда, думаю о широкоугольнике, о боке беспокоишься в последнюю очередь, так что я бы даже не назвал бы это минусом, просто особенность, которую надо учитывать.

В общем, лично меня этот объектив устраивает на все 100%. Хочу сказать, что выбирая широкоугольник я “познакомился” с очень многими стёклами, а именно – Nikon 10-20, Nikon 10-24, Nikon 12-24, Tokina 11-20, Tamron 10-24 HLD. Конечно, я видел всего по 1 копии каждого из них, так что это не репрезентативно, но из всех них Tokina 12-14 II была откровенно лучшей. Ширики Никона меня вообще не впечатлили, Токина 11-20 имела странные проблемы с фокусировкой, а Tamron 10-24 HLD не очень резок по краям, хотя он был моей кандидатурой номер один, пока я не попробовал эту Токину 12-24. Так что я очень советую это стекло, оно, при достаточно небольшой цене на вторичном рынке, просто вне конкуренции!

Итак, подведем итоги:

Сильные стороны Tokina At-X Pro DX II:
+Хорошая резкость по всему полю, начиная с f4
+Отменная резкость от угла до угла на диафрагме 8
+Отличный микроконтраст изображения, объектив будет хорош для любых фото задач
+Объектив меня меняет своих размеров при работе
+Превосходное фирменное качество сборки и конструктива

Слабые стороны Tokina At-X Pro DX II:
-Не самый быстрый автофокус, особенно в LiveView
-Чувствительность к боковой засветке
-Шумный автофокус, будет мешать видеографам

В целом Tokina At-X Pro DX II – превосходный объектив для фотографов — удобный, дающий превосходную картинку, которым очень удобно пользоваться. Я с большим удовольствием оставил его себе.

А вот здесь вы можете увидеть альбом с тестовыми снимками.

11 Comments

  1. Здравствуйте Павел! Я- очень увлеченный 🙂 любитель. Фотографирую исключительно для своего удовольствия. Камера Nikon D5100. Основное направление – пейзаж. На Ваш сайт попал очень интересным образом:
    1. в Nikon D5100 установлена матрица Sony (мне очень нравится передача цвета);
    2. опыт использования “фотооборудования” Sony (мыльница, камеры на телефонах…) оставил лично у меня только очень хорошие впечатления;
    3. желание развития вызвало у меня естественный (наверное для всех начинающих) вопрос: ФФ или КРОП… Я очень серьёзно задумался о приобретении А 7М2.
    Благодаря Вам окончательно понял, что остаюсь на КРОПе. Вы рассеяли мои последние сомнения, за что огромное Вам СПАСИБО!!! Что я куплю: Nikon D7100 или Sony A 77 2 – решу. Но с D5100 – точно не расстанусь, нравится она мне, пусть будет второй… Пейзаж я снимаю на Nikkor 16-35 f/4. Понятно что это полнокадровое стекло и “широты” на КРОПе часто не хватает.
    Мой вопрос в следующем: при работе родных объективов на тушках Nikon происходит автоматическое исправление дисторсии, аббераций… Я не большой любитель постобработки. При использовании Tokina мне придется “плясать с бубном” над каждым кадром?

  2. Добрый день, Сергей!
    У 12-24 очень небольшая дисторсия, настолько, что ее и править то не возникает желания. ХА есть, но если вы снимаете в RAW, то это один клик на автоматическом подавлении Аберрций и всех делов, то есть трудозатраты нулевые. То есть, нет “плясать с бубном” не придется, если вы снимаете в RAW, для съемки в JPG лучше родное стекло, что на Сони что на Никоне.

    Кстати, я видел D7100 и A77II на парных кадрах как снимают. А77II выигрывает довольно легко, так что при таком выборе я бы советовал А77II.

    Однако, я вот себе позавчера взял, после ОООЧЕНЬ долгих раздумий, чтения обзоров и всякого такого, камеру Nikon D7500. И, я вам скажу, камера довольно впечатляющая. И цвета дает хорошие, и удобная (размером она практически такая, как А77 и с очень удобным хватом), и с хорошим подавлением шумов можно снимать до 10000-128000 ISO довольно легко, чего не дает ни одна кроп камера, да и ФФ такое тоже далеко не все позволяют. Если вы хотели ФФ А7II, то финансово вам по силами и D7500, подумайте, может стоит купить её… Свой обзор её я сделаю, как “осознаю” эту камеру настолько, чтобы про нее написать.

  3. Большое спасибо за совет! Я смотрел D7500. Про матрицу- ничего не могу сказать (хотя снижение разрешения до 21 Мп обещает снижение шумов), но видео в HD я вроде не собираюсь снимать (может пока), скоростная серийная съёмка мне вроде ни к чему… Пожалуй дождусь Вашего обзора :). На Nikon нажито много объективов и переход полностью на Sony для меня наверное не целесообразен. Однако я уже попробовал бюджетный вариант Sony (приобрел б/у тушку А380 и “пивную банку” от Минольты. Всё обошлось в 9 тыр.). По тушке- что сказать? А просто- всё до ISO800… На солнце, при возможности установить ISO пониже- приемлемо. Отдельно хочу сказать про управление и настройки. А 380 без чтения инструкции и подсказок я освоил за день. Я понимаю, что знал что искать и что хочу отрегулировать, но по сравнению с D5100, управление-восторг! Очень удобно! Что касаемо А77ll, я её всё равно куплю, но чуть позже. Вот хочу Sony и всё тут! 🙂
    По существу моего вопроса: Я снимаю пейзаж в RAW+JPG. Понравившиеся кадры обрабатываю и проявляю. “Шедевры” храню в RAW. Думаю, Токину надо брать! Я смотрел на неё не раз, но зная цены на качественные стекла… довольно низкая цена меня смущала.
    Ещё раз огромное спасибо за совет и сайт!

    ps: жду обзора D7500 🙂

  4. Да! Вот ещё что забыл! При съёмке в RAW на камерах Nikon, в частности на D5100, как на старших- не знаю, режим HDR не работает! При съёмке рассветов и закатов это бывает критично.

  5. Тут я вас расстрою, это и у Сони тоже только в JPEG, и у D7500 и у D500, Не понимаю почему, РАВы тоже можно “клеить”, делает же Panasonic G9 80ти мегапиксельные РАВы из 4х кадров. А вот на HDR почему-то все забили… Хотя надо сказать, у современных камер такой широкий ДД, что можно “вытащить” всё из одного РАВа, ну правда это уже “танцы с бубном”.

  6. Ну чтож тетерь? К счастью на системные камеры снимаем, объектив можно и поменять в каких- то ситуациях. А так как о ‘родных’ шириках на Nikon отзывы не очень, плюс с учётом цены… вывод прост: смотрим по сторонам…. Токина – один из хороших вариантов!

  7. Да у Токины очень хорошие ширики, но они крайне капризны к “подогнанности” к камере, так что обязательно проверяйте то, что собираетесь купить.

  8. Подогнанность? Имеется ввиду фронт бэк фокус? Или ещё какие-то параметры?

  9. Нет не в этом дело. У шириков, у всех, не только Токин, очень чувствительная схема к “правильности” положения по отношению к матрице. А вы же покупаете Б.У. стекло, что с ним было “до того” вы не знаете, так что надо пробовать.

  10. Понял. Всё ясно. Я хотел бы задать ещё один вопрос. Возможно он не совсем по данной теме, но всё же…
    При съёмке пейзажей я часто настраиваю объектив на гиперфокальное расстояние. Перерыл огромное количество форумов, сайтов… Везде одно и то же: пейзаж снимать минимум на диафрагме f/8 и более. Я пробовал снимать на гиперфокале даже на 35 f/1,8 (не было другого объектива с собой). Съёмка проводилась с высокого берега болота, самые ближние объекты в кадре находились на расстоянии метров 13-15. На 35мм и f/5 гиперфокальное расстояние составляет чуть меньше 13 метров. Снял я эти камыши, вроде резко по всему кадру. Вопрос: Почему везде пишут f/8 и более? Я спокойно снял с рук, ISO не пришлось задирать, выдержка приемлемая…

  11. Ну я не знаю почему пишут f8. Может быть потому, что большая часть стекол имеет на 8 наибольшее разрешение, но и то – не все, Вообще можно снимать на чему угодно конечно.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *